Всемирный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) или «День без покупок», отмечается ежегодно в конце ноября одновременно с «Черной пятницей» и началом рождественских распродаж. В 2023 году этот день приходится на 24 ноября.
Основной целью Дня отказа от покупок является заставить людей задуматься и немного «умерить» свой покупательский пыл и напомнить себе о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция. Это призыв не к полному отказу от покупок, а к тому, чтобы наше «покупательское поведение» было адекватным все дни в году.
На 24 часа в этот день всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров.
В день празднования Всемирного дня отказа от покупок нам хотелось бы особое внимание уделить проблеме приобретения товаров дистанционным способом с недостатками, которая достаточно актуальна.
Тотемский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области доводит до сведения потребителей информацию о действиях при покупке некачественного товара на маркетплейсах.
Важно! Проверять товар необходимо сразу в пункте выдачи товаров. Если потребитель обнаружил недостаток в товаре, необходимо зафиксировать дефект с помощью фото-видео съёмки, свидетельских показаний других покупателей, находящихся в пункте выдачи, во избежание проблем с возвратом товара. При необходимости обратиться с заявлением к агрегатору/ продавцу о возврате денежных средств, в связи с выявленным дефектом или не комплектацией.
У потребителя есть право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс (который в терминологии Закона называется «владельцем агрегатора информации о товарах»). Каждый продавец это знает и поэтому должен рассматривать претензии потребителей по качеству реализуемых им товаров (ст. ст. 18,19 Закона РФ № 2300-1).
При обнаружении недостатка в товаре потребителю необходимо обратиться с претензией к продавцу (через маркетплейс) в течение гарантийного срока (срока годности), срока службы (а если они не установлены в разумный срок, то в пределах двух лет – п. 1 ст. 19 Закона РФ № 2300-1). В претензии нужно указать на выявленные недостатки и заявить одно из требований:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
После заявления претензии по качеству продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (п. 5 ст. 18 Закона РФ № 2300-1). Если при дистанционной продаже продавец не может оперативно принять товар (через пункт выдачи заказов), то отказывая потребителю, он будет нести ответственность за нарушение прав потребителей. При обращении в суд необходимо заявить, что продавец нарушил указанную обязанность и отказал необоснованно.
Если возникает спор о причинах возникновения недостатка (продавец не может безосновательно утверждать, что потребитель сам сломал вещь или пользовался ей с нарушением правил эксплуатации), то проводится экспертиза за счет продавца (если потребитель не прав, то с него могут быть взысканы расходы на экспертизу, поэтому не следует злоупотреблять своим правом, если нарушены правила эксплуатации п.5 ст. 18 Закона РФ № 2300-1.
Требование о возврате денег рассматривается в течение 10 дней. Передайте товар для проверки качества, если этого требует продавец. Сроки устранения недостатков должны быть минимальные, они согласовываются сторонами и не могут быть более 45 дней. Замена товара должна произойти за 7 дней (а если нужна проверка качества, то закон позволяет это делать в течение 20 дней - ст. ст. 20-22 Закона РФ № 2300- 1).
За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя установлена неустойка – 1% от стоимости товара в день (ст.23 Закона РФ № 2300-1).
В случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеете право обратиться в суд.
Тотемский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области обращает внимание на то, что потребитель, чьи права нарушены, может обратиться в территориальный отдел за консультацией и правовой поддержкой любым из выбранных им способов:
1. Позвонив по телефону 8(81739) 2-45-58 (в рабочие дни с 9-00 до 17-00 часов);
2. Оставив свое обращение на сайте Управления Роспотребнадзора по Вологодской области: http://35.rospotrebnadzor.ru/;
3. Обратившись лично в территориальный отдел по адресу: 161300, Вологодская область, г. Тотьма, ул. Советская, дом 38.