С 1 декабря 2022 года работает новая система цифровых полисов ОМС. Хотя новые правила действуют уже три месяца, пациенты продолжают задавать вопросы: почему при оформлении полиса не выдают бумажный бланк, почему в медорганизациях продолжают спрашивать полис для предъявления, если по новым правилам этого не требуется. Разъяснения дает Анастасия Попова, заместитель директора Вологодского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед».
Итак, полис ОМС, который три десятка лет был нашим спутником при обращении в медицинскую организацию, ушел в прошлое. Сразу оговоримся, бумажные полисы, которые есть на руках у большинства пациентов, продолжают действовать, менять их на цифровые не нужно. А вот новые полисы, которые оформляются после 1 декабря — выдаются уже только в цифровом формате. Что это значит?
С 1 декабря изменились правила обязательного медицинского страхования, они действуют в новой редакции и обязывают страховые медицинские организации оформлять полисы ОМС в цифровом формате, — говорит Анастасия Попова. –Цифровой документ выглядит как штрихкод, который содержит всю необходимую персональную информацию о застрахованном. И теперь наравне с таким документом, как полис ОМС, существует выписка из регистра застрахованных лиц. Полис, выданный и заказанный к оформлению до 1 декабря, остается действующим документом до момента необходимости его замены.
Напомним, ранее полис ОМС выдавался в два этапа – сначала гражданин получал временное свидетельство, по которому мог получать медицинское обслуживание. Информация о потенциальном застрахованном передавалась в центральный сегмент, после чего производилось изготовление документа в бумажном виде. И чтобы в этот период человек не остался без медицинской помощи, ему выдавали временное свидетельство. Вторым этапом получения полиса была выдача непосредственно самого документа – привычного многим голубого бланка.
С 1 декабря временные свидетельства не выдаются, — продолжает Анастасия Валериевна. – При обращении мы вносим информацию о новом застрахованном (например, о новорожденном) в базу и принимаем заявление о включении его в Единый регистр застрахованных лиц. После того как сведения подтверждаются в федеральном едином регистре застрахованных, нам приходит информация о едином номере полиса (ЕНП). На электронную почту заявителя (если он предоставил адрес) направляется выписка из Единого регистра застрахованных.
Для чего были сделаны такие изменения?
Цифровизация – общий государственный тренд, — ответила Анастасия Валериевна. — В настоящее время происходит широкая трансформация всех отраслей, в том числе здравоохранения. Благодаря такому формату полиса в виде штрихкода у застрахованных появилась возможность не предъявлять при обращении за медицинской помощью полис ОМС на бумажном носителе или пластиковый полис.
Чем удобен новый формат?
Если человек получил выписку из Единого регистра застрахованных на электронную почту, она у него всегда под рукой, в смартфоне. Ее можно в любой момент распечатать либо открыть в электронном виде и предъявить в медорганизации. А если у человека нет электронной почты, как у многих пожилых людей, то, например, при утере выписки не нужно ждать повторного получения документа, а можно сразу ее распечатать.
В каком случае требуется замена выписки?
При смене фамилии, имени, отчества, прописки. А также в случае смены пола и даты рождения. Если произошли такие изменения, нужно обратиться в страховую компанию и переоформить полис.
В дополнение к сказанному хотим отметить, что если человек пренебрегает необходимостью уведомить страховую компанию о произошедших изменениях, например смене фамилии, то можно столкнуться с ситуацией, когда в поликлинике ему могут отказать в обслуживании, так как сведения в паспорте и цифровом полисе будут расходиться.
Какова процедура оформления цифрового полиса?
На сегодняшний день его можно оформить традиционным
способом – посетить офис страховой компании. А также через единый портал Госуслуг, где в личном кабинете можно выбрать страховую компанию.
В завершение добавим, что новая система цифровых полисов только еще начала работать. По-простому говоря, она проходит «обкатку». В этой связи Анастасия Валериевна обратила внимание на следующее:
— С 1 декабря 2022 года для получения медпомощи можно предъявить на выбор либо полис (в бумажном виде), либо документ, удостоверяющий личность, – паспорт или свидетельство о рождении для детей в возрасте до 14 лет. Но этот вариант доступен не во всех медорганизациях, так как у каждой из них свои технические возможности. Поэтому на время переходного периода, приблизительно до конца 2025 года, при посещении врача рекомендуем брать с собой полис ОМС или выписку из Единого регистра застрахованных в электронном виде (на смартфоне) или на бумажном носителе.