Бабушкинский муниципальный округ
Вологодская область

«Рекомендации потребителям туристических услуг»

«Рекомендации потребителям туристических услуг».
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются положения Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  от 24.11.96 № 132-ФЗ (далее-Закон РФ № 132-ФЗ), «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» утвержденных Постановлением Правительства РФ  от 18.11.20 № 1852 (далее – Правила № 1852),  Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 (далее-Закон РФ № 2300-1) и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).
    Основные права потребителя туристских услуг определены ст.6  Закона РФ № 132-ФЗ. При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 
    - необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
    - свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
    - обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
    - обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
    - возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     - органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
беспрепятственный доступ к средствам связи;
    - получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр туроператоров;
    - информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
    - получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе в целях защиты своих прав. 
    Необходимо отметить, что у туристов, помимо охраняемых законодательством прав, существуют и обязанности. Согласно статье 7 Закона РФ № 132-ФЗ во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
    - соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
    - сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
    - соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
    - соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
    Исполнитель туристических услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и п.25 Правила № 1852 несет ответственность:
    - за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не представления ему полной и достоверной информации;
    - за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;
    - за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;
    - за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    - за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.
    Исполнитель услуг несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить туристу размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
    Закон РФ «О защите прав потребителей» в отношениях между туристом и туристской фирмой, предусматривает право потребителя, которому была оказана услуга с недостатками, потребовать по своему выбору:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
• возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами;
• повторного безвозмездного оказания услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении туристской фирмой сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков);
• полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
    Если турист имеет претензии к качеству оказанной услуги, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора он должен предъявить претензию исполнителю услуг. 
    Согласно п. 24 Правил № 1852 претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
    Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору (в письменной форме) в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.
    Доказательством направления претензии туроператору могут являться экземпляр претензии с отметкой о получении либо почтовое уведомление о вручении.
    Если исполнитель услуг в добровольном порядке не согласится вернуть деньги, придется обращаться в суд. При обращении в суд необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в суде каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своих требований. Исковое заявление может быть предъявлено по выбору истца в суд по месту: нахождения организации (филиала), жительства индивидуального предпринимателя, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. 
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie