
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Череповецкий государственный университет» (далее – РУМЦ СЗФО ЧГУ) был создан на основании приказов учредителя № 1021 от 20 октября 2017 г. и приказа ректора университета № 01-02-769 от 30 октября 2017 г.
РУМЦ СЗФО ЧГУ включает в себя следующие структуры: центр коллективного использования СТСО, CALL-центр; сектора (учебно-методического сопровождения, информационно-коммуникационного сопровождения, психолого-педагогического и консультативного сопровождения, информационно-аналитического и консалтингового сопровождения, профориентации, внеучебной занятости и содействия трудоустройству, лаборатория функциональной диагностики и реабилитации). Содержание целевой компоненты создания РУМЦ СЗФО ЧГУ предусматривает широкий спектр задач различной направленности:
- образовательный аспект (обеспечение равных прав на образование, создание специальных условий и доступности образовательных услуг, включая услуги тифлосурдопереводчиков, использование специальных технологий в образовательном процессе, цифровое и дистанционное обучение, специальные программы для перевода текста в голос и голоса в текст, разработка уникального образовательного дизайна, образовательная реабилитация и т.д.);
- технологический аспект обеспечения комфортной среды жизнедеятельности (исследования по разработке «умной среды», «умных домов» для лиц с ОВЗ и инвалидностью);
- архитектурный аспект (проектирование зданий и сооружений, отвечающих требованиям универсального дизайна и нозологии нарушений, возрасту и др.);
- культурологический аспект (социокультурная составляющая: инклюзивные танцевальные коллективы, сформированность инклюзивной культуры у участников образовательного процесса, детерминант ее формирования в социуме, индекс инклюзии и др.);
- социальный аспект (проблемы адаптации, индивидуализации, комплексная реабилитация, социализация, волонтерство, тьюторство и др.);
- реабилитационные аспекты (медицинская реабилитация, реабилитация средствами адаптивной физической культуры, с использованием аппаратов биологически обратной связи (БОС) для диагностики и коррекции речи, БОС для диагностики и снятия психо-эмоционального напряжения, БОС для диагностики и коррекции зрения, БОС для диагностики и коррекции двигательных нарушений).
Телефон: 8(8202)518-123
Call-центр: 8-800-550-19-35
E-mail: rumts_szfo_chgu@mail.ru
Адрес: 162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр. Советский, д. 10, ауд. 102
Краткая информационная справка о региональном информационно-аналитическом портале «ПЕРСПЕКТИВА-PRO»
Региональный информационно-аналитический портал «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» создан в 2019 году для нужд Вологодской области разработчиками из Череповецкого государственного университета. Портал является цифровым ресурсом содействия профориентации, образованию и трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при учете специфики регионального рынка труда, запросов и возможностей пользователей портала, работодателей и органов власти.
Сетевой адрес портала: https://перспектива-про.рф
Информационно-аналитический портал «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» выстроен в логике предложения пользователю тех инструментов, которые содействуют профориентации, образованию и трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В целом возможности портала позволяют:
- оценивать уровень развития профессионально-значимых качеств и достижений, необходимых для освоения 10 основных сфер деятельности;
- получать рекомендации по выбору профессии и созданию специальных условий для образования и труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- получать информацию о достижениях и возможностях потенциальных соискателей рабочих мест, возможных режимах их трудовой занятости;
- получать сведения о результатах профессионального тестирования обучающихся, уровне их образования и профессиональных возможностях лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе;
- формировать траекторию профессионального образования и карьерного роста; выбирать соответствующие ей образовательные организации;
- создавать вакансии и размещать резюме для поиска вакансии;
- получать информацию о наличии квотируемых рабочих мест в регионе и автоматически получать рассылку о появившихся вакансиях;
- получать полезную информацию о государственных службах и организациях, поддерживающих профориентацию, образование и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ;
- узнавать о событиях региона по поддержке профориентации, инклюзивного профессионального образования и трудоустройства;
- оценивать уровень инклюзивной культуры работников и педагогический потенциал специалистов инклюзивного образования и выбрать программы для повышения квалификации или профпереподготовки в регионе;
- знакомиться с нормативно-правовыми и законодательными документами в сфере профориентации, инклюзивного профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.
- оценивать уровень готовности соискателей к инклюзивному трудоустройству;
- оценивать уровень родительской компетентности в сфере сопровождения профессионализации инвалидов и лиц с ОВЗ;
- оценивать готовность работодателей к инклюзивному трудоустройству и их удовлетворенность компетенциями инвалидов.
Структура портала представлена тематическими разделами и входящими в них смысловыми блоками, содержащими информацию для обучающихся, соискателей рабочих мест из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; работодателей, государственных служб, заинтересованных в трудоустройстве и обучении инвалидов; а также педагогов и сотрудников образовательных организаций, представителей общественных организаций и родителей.
Структура и содержание портала «ПЕРСПЕКТИВА-PRO» позволяет пользователям бесплатно, дистанционно и самостоятельно получать помощь в построении оптимального маршрута и сопровождении образования, профориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ. Содержание портала выстроено с учетом специфики регионального рынка труда, запросов и возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ресурсов и возможностей семьи, образовательных организаций, работодателей и органов власти.
Предлагаемые порталом возможности дифференцированы по основным группам пользователей и ориентированы на обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (школьников, студентов учреждений СПО и вузов), соискателей вакантных для инвалидов рабочих мест, родителей лиц с ограничениями по здоровью, педагогов инклюзивного образования, работодателей и сотрудников государственных служб.
Портал построен на идее, что в основе карьерного роста человека лежит индивидуальное сочетание личностных особенностей, профессионально значимых личностных качеств, имеющихся ресурсов и ограничений. Интегрированные в портал уникальные тестовые методики позволяют оценить состояние этих базовых предпосылок и сформировать рекомендации, которые позволят человеку из предлагаемого конкретно для него варианта выбрать свое направление подготовки или специальность, уровень профессионального образования, место обучения и вариант для трудоустройства. С учетом имеющихся трудностей и ограничений по здоровью формируются рекомендации по необходимым специальным условиям образования и труда. Все это позволяют человеку с проблемами в здоровье расти, развивать свои профессиональные навыки и интегрировать в социальные и трудовые отношения.
Особый акцент сделан на тех, кто сопровождает ребенка, подростка, молодого человека с ОВЗ и инвалидностью на этапе профессионализации. Это родители, педагоги, представители общественных организаций инвалидов, специалисты служб занятости населения, ответственные работодатели. Именно эти люди влияют на успешность и адекватность выбора профессии, ее получения и работы по ней в условиях наличия ограничения по здоровью. От их компетенции, уровня инклюзивной культуры зависит реализация карьерных возможностей ребят.
Портал позволяет оценить уровень инклюзивной культуры, инклюзивной компетентности педагогов и специалистов, их готовность сопровождать профориентацию, образование и трудоустройство инвалидов. Отдельно предоставлены возможности для оценки родительской компетентности в этой сфере.
Для работодателей разработаны и предоставлены инструменты по оценке готовности к трудоустройству инвалидов и сервисы по оценке их удовлетворенности этим процессом.
На основе пройденных опросов всем субъектам сопровождения предлагаются рекомендации по повышению уровня своей инклюзивной культуры и личностной готовности к социальной, образовательной и трудовой инклюзии.